1 апреля в 5 классе состоялся классный час «Мои права и обязанности». Цель: создание ситуации, при которой учащиеся смогут выяснить, почему в правовой статус человека входят не только права, но и обязанности.
Права и обязанности закреплены в:
- Конституции РФ.
- Семейном кодексе.
- Гражданском кодексе.
- Конвенции о правах ребенка.
Ребята узнали, что право – это совокупность норм, с одной стороны, предоставляющих, а с другой стороны, ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Обязанность – это необходимость, предписывающая каждому человеку определенные вид и меру поведения, и ответственность за ненадлежащее его исполнение. Выяснили отличие прав и обязанностей: своими правами мы пользуемся по желанию, а обязанности мы обязаны выполнять.
Затем учащиеся изучили, какие права отражены в Уставе школы:
- получение бесплатного общего образования (начального, основного, среднего (полного) в соответствии с государственными стандартами;
- выбор формы образования;
- получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
- уважение человеческого достоинства, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
- право на всестороннее развитие своих способностей и дарований;
- право на объективную оценку знаний и умений;
- право на отдых в перерывах между уроками и в период каникул.
- Право на меры их социальной поддержки, установленные законодательством РФ, а также льготы, устанавливаемые школой.
Ребята познакомились и с обязанностями, закреплёнными в Уставе:
- обязанность получить основное общее образование;
- приходить на занятия без опозданий, чистыми и опрятными, в школьной форме, иметь спортивную форму, сменную обувь;
- уважать честь и достоинство других обучающихся и работников;
- пресекать проявления грубости и бестактности;
- выполнять требования работников школы в части, отнесенной к их компетенции Уставом, Правилами поведения обучающихся, приказами директора и решениями педагогического совета;
- систематически работать над расширением своего кругозора;
- заботиться о чести школы, поддерживать ее авторитет, приумножать традиции.
Пятиклассники на конкретных примерах из жизни класса разобрали права и обязанности, которые ученики должны знать и выполнять, проанализировали конкретные ситуации. «Каждый ученик в соответствии с Конституцией РФ и Конвенцией ООН о правах ребенка имеет право на их защиту, но у человека есть и обязанности, которые он должен выполнять. Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав», — подвели итог школьники.